Выпуск 12

Наша история

100-летие Люблинского католического университета

Эва Гараева

Основатель Университета Эгидий Бенедикт Раздишевский родился в 1871 году в Братошевице Лодзинского воеводства в семье учителя, окончил Высшую духовную семинарию во Влоцлавеке, научную степень магистра богословия  получил в Духовной академии в Санкт-Петербурге, а степень доктора философии – в Католическом университете в Лёвене (Бельгия). С 1914 года о. Раздишевский был профессором философии и ректором петербургской Императорской Римско-католической духовной академии, провел в ней успешную реформу, в результате которой значительно вырос уровень преподавания, увеличилось количество кафедр. Как философ занимался исследованием происхождения религии, проблемой отношений между богословием и естественными науками, популяризировал наследие св. Фомы Аквинского – в Петрограде был издан литографированный двухтомник его лекций, прочитанных в  1915 – 1917 г.г., представляющий собой комментарии к трудам учителя церкви.

ЯрошинскиПолучив поддержку видных интеллектуалов, о.  Радзишевский начал сбор средств среди польской диаспоры Петрограда для создания нового университета. Сооснователями учебного заведения стали промышленник Кароль Ярошинский и инженер Франчишек Скомпский. В феврале 1918 году в Петрограде возник организационный комитет, в  апреле митрополит Могилевский Эдуард фон Ропп был вынужден закрыть Духовную академию и передал все полномочия будущему университету, а в июле план основания нового учебного заведения был одобрен Конференцией епископов Польши, на которой присутствовал Папский нунций Ахиллес Ратти.  В ноябре 1918 года Польша стала суверенным государством. Новый университет, который было решено основать в городе Люблине, ставил перед собой  цель проведения исследований в духе гармонии между наукой и верой, подготовку католической интеллигенции, подъем народа на более высокий уровень религиозной и интеллектуальной жизни. Девизом учебного заведения стало изречение «Deo et Patriae» – «Богу и Отчизне».

Первый учебный год в Люблинском университете начался 8 декабря 1918 года. По случаю открытия университета глава польского государства Юзеф Пилсудский прислал поздравительную телеграмму: «С огромной радостью приветствую открытие четвертого польского университета и от всего сердца желаю, чтобы новый очаг национальной культуры горел на благо и во славу нашей дорогой отчизны». Первоначально университет располагался в здании духовной семинарии и вел подготовку по четырем направлениям: теология, каноническое право, право и общественно-экономические науки, гуманитарные науки. Ядро библиотеки составило книжное собрание уничтоженной петербургской Духовной академии, которое удалось перевезти в Польшу (архив закрытой Академии был реквизирован советскими властями в 1919 году). Первым ректором университета стал его создатель о. Эгидий Радзишевский. В 1921 году учреждение получило собственное здание на Рацлавицких аллеях.

После безвременной кончины ректора о. Радзишевского в 1922 году университет оказался в кризисном положении, которое удалось преодолеть лишь спустя два года после создания Общества друзей университета и благодаря регулярным дотациям Фонда Анели Потулицкой. В этот период был осуществлен ремонт здания.

В 1928 году учебное заведение стало называться Люблинским католическим университетом, а в 1933 г. оно получило право присуждения степени магистра в светских науках. Университет динамично развивался, росло количество студентов, в  1937-1938 учебном году их число составило 1440 человек. Возникло университетское Научное общество (1934) и научные издательства, Высший институт религиозной культуры (1938). С 1938 года университету было позволено присваивать кандидатскую и иные научные степени на всех направлениях. В межвоенный период в университете преподавали выдающиеся ученые, в их числе библеист о. Юзеф Крушиньский, философ о. Яцек Воронецкий, языковеды Ян Бодуэн де Куртенэ и Витольд Дорошевский, археолог Казимеж Михаловский, историк Станислав Смолька, папиролог Ежи Мантойфель, литературовед Виктор Хан, архитектор Мариан Лялевич, специалисты по праву Зыгмунт  Цыбиховский, Цезарий Березовский.

Многообещающее развитие университета прервала Вторая мировая война. Люблин был оккупирован фашистскими захватчиками 17 сентября 1939 года. Вскоре университетское здание было превращено в военный госпиталь, началось разграбление коллекции произведений искусства, были сожжены книги, оборудование, мебель. Наступили тяжелые времена. Пятнадцать преподавателей подверглись аресту, под домашним арестом находился ректор о. Антоний Шиманский. Были расстреляны теоретик права проф. Чеслав Мартиняк, юрист Роман Лонгшамп де Берье, догматик о. Михал Нехай. Организатор тайного обучения студентов о. Зигмунт Сурдацкий был убит в Аушвице, в Дахау погиб о. Станислав Войса. Студенты массово  отправлялись в концлагеря и на принудительные работы в Германию. По имеющимся данным, около сорока студентов были расстреляны или умерли в лагерях, тринадцати удалось выжить в концлагерях. Сотрудниками НКВД были расстреляны оказавшиеся в плену литературовед проф. Хенрик Жичиньский, бухгалтер Эдвард Кравчик и двадцать один студент. Несмотря на репрессии учебная деятельность не прекращалась, по инициативе ректора о. Шиманского обучение учащихся проводилось тайно в Люблине, Варшаве, Кельцах, Енджеюве.

Очередным трудным периодом стали времена ПНР. Благодаря усилиям ректора о. Антония Сломковского удалось возобновить работу учебного заведения  уже в 1944 году. К коллективу сотрудников присоединились выдающиеся преподаватели из виленского Университета Стефана Батория, львовского Университета Яна Казимира и других высших учебных заведений, среди них Ян Парандовский, Стефан Свежавский, Ян Чекановский, Мариан Морелёвский, Ирэна Славиньская, о. Станислав Каминьский, о. Мечислав Живчиньский. Качество образования привлекало молодежь со всей Польши.  Первоначально новые власти не возражали против возрождения университета, но очень скоро начались нападки и притеснения. Ни один польский вуз не находился под таким пристальным вниманием СБ. Ректор о. А. Сломковский, отказавшийся  организовать коммунистическую молодежную организацию, в апреле 1949 года был арестован, обвинен в  поддержании контактов с США и осужден на три года за «политическое неповиновение».  В тюрьме он находился до ноября 1954 г. Университету было запрещено принимать студентов на ряд светских направлений, выпускникам отказывали в приеме на работу, цензуре подвергались труды научных сотрудников, им затруднялся выезд за границу. Были закрыты счета университета, из-за долгов реквизирована земельная собственность и несколько зданий. Но студенческая жизнь бурлила.

Вот как вспоминает те годы Стефан Незнановский:

"Политически фатальные 1951 – 1952 г.г. были для нас, студентов Люблинского университета, особенно счастливыми. Наши преподаватели не могли публиковаться, поэтому все силы отдавали нам. […] Незаурядными были и студенты. Многие из них входили в Научный кружок студентов-полонистов, который вел очень активную деятельность, приглашал выдающихся докладчиков, например, Юлиана Пшибося, Ежи Загурского. Кружок издавал журнал «Полонист» (он выходил в…  пяти экземплярах, потому что периодика, издававшаяся таким тиражом, не цензурировалась!) Журнал перепечатывался на печатной машинке. Каждый номер иллюстрировался художественно одаренными коллегами. С 1952 года я имел честь быть его главным редактором. В нем публиковались не только стихи, были литературно-критический и научный разделы. Независимость журнала, немыслимая тогда в Польше, несла за собой и проблемы. В 1955 году мы опубликовали результаты опроса о лучших послевоенных писателях. Заполненные анкеты студенты бросали в редакционные почтовые ящики, которые висели в коридоре. […] Победил Чеслав Милош. Реакции нам долго ждать не пришлось».

 Из воспоминаний Веславы Санецкой-Томбахер:

«Был 1951 год – один из самых черных в ПНР, – но университет казался нам безопасным оазисом. Мы могли нормально учиться под руководством великолепных преподавателей, которым помогали прекрасные ассистенты. Нас, первокурсников, было очень много. Большинство было отбраковано режимом по причинам, ничего общего не имеющим с наукой. Наверное, поэтому наша студенческая жизнь была такой бурной. Весной 1952 года по инициативе тогдашнего ассистента магистра Стефана Савицкого возник студенческий театр. Первым спектаклем была поэтическая программа под названием «Кохановский жив», в которой участвовала группа студентов, любящих театр. 21 октября 1952 года состоялось официальное открытие Студенческого театра, как секции Кружка полонистов. Я была избрана его председателем, а потом стала и режиссером. Нашим опекуном был Стефан Савицкий.

Годы работы в нашем театре я вспоминаю как один из самых прекрасных периодов в жизни. Коллеги шутили, что не наш театр существует при университете, а университет при театре. Мы ставили пьесы Завейского, Элиота, Клоделя, Честертона. В 1954 году мы посягнули на третью часть «Дзядов» в блестящей интерпретации проф. Витольда Хвалевика, преподававшего тогда англистику. Это была первая постановка драмы Мицкевича в послевоенной Польше. Зал не мог вместить всех желающих. К сожалению, после пяти показов цензура запретила спектакль».

После 1956 года новые власти Польши смягчили политику в отношении католической церкви и в частности Католического университета. В период своего ректорства о. Мариан Рехович сосредоточился на повышении научного уровня университета. Хотя многое не позволялось, в конце пятидесятых преподавательский состав увеличился в три раза, открылись новые кафедры и отделы, были налажены контакты с зарубежными университетами. С 1957 года Люблинский университет является членом Ассоциации Католических университетов, а в 1960 вошел в Международную Ассоциацию университетов. Однако власти ПНР  препятствовали проведению торжеств, связанных с Тысячелетием крещения Польши в 1966 году. Дошло до арестов.

Лишь в 1970-е – начале 1980-х новому ректору о. Мечиславу Кромпцу удалось переломить ситуацию. Были восстановлены многие ранее закрытые властями светские кафедры, получено разрешение на реконструкцию и строительство новых зданий, достигнуты договоренности об обмене студентами с двумя бельгийскими католическими университетами, а в 1971 году открыта собственная типография. В 1978 году кардинал Кароль Войтыла стал Папой Римским Иоанном Павлом II. О. Кароль Войтыла преподавал в Люблинском университете с 1954 года, – читал доклады, лекции, проводил семинары, – а с 1956 года возглавлял кафедру этики. Став кардиналом, он продолжал руководить кафедрой, а свое жалованье распорядился выплачивать студентам в качестве стипендии. Он уже не мог регулярно приезжать в университет, поэтому приглашал своих учеников на занятия в Краков. Кардинал Войтыла работал в университете до своего избрания Понтификом. «Его жалованье за ноябрь 1978 года я передал студентам, сказав им, что у меня для них две новости – хорошая и плохая: плохая заключается в том, что это последняя стипендия, а хорошая потому, что это стипендия папская», – вспоминал бывший ректор проф. о. Шостек. Друг и коллега о. Кароля Войтылы проф. о. Тадеуш Стычень вспоминал: «Был он прекрасным педагогом, деликатным, не навязывавшим свою точку зрения доброжелательным наставником, уважал мнение другого человека и искренне интересовался тем, что тот говорит и кем является. К работам студентов относился также серьезно, как и к своей работе». 

В сентябре 1980 года в Польше возникло мощное общественно-политическое движение «Солидарность». Университет не остался в стороне от происходящих событий – возник Независимый союз студентов, многие его сотрудники и студенты стали членами «Солидарности». Не обошлось без репрессий – во время Военного положения было интернировано четырнадцать сотрудников и студентов. Но политические перемены в Польше уже ничто не могло  остановить, во второй половине восьмидесятых многое стало меняться к лучшему и в университете: был расширен круг научных исследований, начато строительство новых зданий. В 1982 году возник Институт Иоанна Павла II, занимающийся исследованием его мысли и наследия.

В следующем году на университетской площади был открыт памятник Понтифику и кардиналу Стефану Вышинскому. Во время своего Третьего паломнического визита в Польшу в 1987 году Папа Римский посетил Люблин и университет, которому посвятил большую часть жизни.

В эпоху ПНР, когда доминировала тоталитарная система, Люблинскому университету удалось сохранить независимость от марксистcкой идеологии, научный объективизм и противостоять ложной интерпретации действительности. В самые трудные годы университет оставался оплотом свободной мысли, верным своим принципам и ценностям. «Частный университет, действовавший в коммунистических реалиях и находившийся под беспрецедентным давлением режима, с которым сталкивались его руководители, преподаватели и иногда даже студенты, давал столько свободы, что его смело можно было назвать островом свободы», –  пишет историк Мачей Соберай, ученик выдающегося профессора Ежи Клочовского (1924 – 2017), полвека преподававшего в Люблинском университете.

Демократизация общественно-политической жизни привела к отмене цензуры и давления со стороны властей. Однако в начале 1990-х университет оказался в крайне тяжелом финансовом положении. От краха его спасли колоссальные усилия тогдашнего ректора о. Станислава Вельгуса, который добился возвращения части собственности, отобранной во времена ПНР, частичного государственного финансирования и привлек зарубежные дотации. Помощь университету оказал и Папа Римский Иоанн Павел II. В этот период было расширено сотрудничество с высшими учебными заведениями как в Польше, так и за границей, открыт филиал университета в Сталёвой Воли.

На рубеже ХХ – XXI веков область научных исследований значительно расширилась, было открыто более тридцати новых кафедр, возникли факультеты математики и естественных наук, биотехнологий. С 2005 года университет носит имя Иоанна Павла  II. В девяностую годовщину создания университета, властями РП было принято решение о его государственном финансировании. Тогда же состоялось открытие университетского музея. В филиале в Сталёвой Воле распахнуло двери новое здание факультета светского и канонического права – Collegium Iuridicum. Несколько лет назад начал работу польско-китайский центр, в 2015 году был открыт Междисциплинарный центр научных исследований. Университет издает философскую и католическую энциклопедии. В настоящее время на девяти факультетах обучается более двенадцати тысяч студентов и аспирантов.

Сенат Республики Польша объявил 2018 год – Годом 100-летия Люблинского католического университета. В Постановлении, единогласно принятом сенаторами, говорится: «На протяжении   своей столетней истории Люблинский католический университет являлся одним из важнейших центров католической мысли, формирующих польскую науку и культуру, и приобрел широкое признание в нашей стране и за рубежом». Список мероприятий, посвященных столетию университета,  обширен, в него включены фестивали и концерты, конференции и симпозиумы, богослужения и паломничества к святым местам. Торжества открыл V Конгресс христианской культуры (октябрь 2016) и  выставка «Сто на сто. Сто ценнейших произведений искусства из собрания Люблинского католического университета», которая проходила в Королевском замке в Варшаве с 13 октября 2016 г. по 31 января 2017 г.  Начало этой коллекции положило собрание произведений искусства о. Яна Владзиньского, который в 1932  году передал его университету. К сожалению, она была разграблена гитлеровскими оккупантами во время Второй мировой войны. Однако благодаря дарам частных лиц, организаций и институтов  коллекция стала пополняться и сейчас насчитывает около 1700 произведений живописи, графики, сакральной скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. В собрании находятся произведения Яна Матейки, Юзефа Хелмоньского, Яцека и Рафала Мальчевских, Влодзимежа Тетмайера, Леона Вычулковского, Юзефа Панкевича.

Люблин2018

В мае 2018 г. в Сенате РП пройдет симпозиум, посвященный университету, в июне состоится Всемирный съезд выпускников. 21 октября в люблинском Центре встречи культур – одной из самых современных концертных площадок Польши – выступят хор и оркестр Национальной оперы. В октябре на конференцию приедут ректоры польских университетов. Планируется проведение в Люблине съезда Международной Федерации католических университетов и Конференции польских епископов. Завершатся юбилейные празднества в конце декабря 2018 года концертом рождественских колядок в исполнении университетского хора. В 2017 году был объявлен конкурс на проект памятника основателю и первому ректору университета о. Эгидию Радзишевскому, который будет установлен в сквере архиепископа Юзефа  Жичиньского. Почта Польши выпустит памятную марку, а университет представит энциклопедию своей столетней истории.

Идея, возникшая сто лет назад в революционном Петрограде, усилиями многих людей воплотилась в жизнь и продолжает развиваться. Люблин – место слияния культур, встречи запада и востока, где в 1569 году была подписана Люблинская уния, отметил в 2017 году 700-летие. И все же  это молодой город, ведь четверть его населения составляют студенты из более чем двадцати стран мира. Одной из главных достопримечательностей города, наравне с Люблинским замком, монастырем доминиканцев, дивной часовней Св. Троицы, является Люблинский католический университет Иоанна Павла II, сто лет назад ставший одной из первых инициатив свободных поляков и продолжающий свою деятельность на благо и во славу Польши.

Декабрь 2017.

Фотографии и документы из архива Люблинского католического университета Иоанна Павла II  и коллекции Эвы Гараевой.

 Библиография:

1. Grażyna Karolewicz. «Ksiądz Idzi Benedykt Radziszewski 1871—1922». «Polihymnia», 1998.

2. Grażyna Karolewicz.  «Historia KUL». Strona KUL.

3. Justyna Dudek. «Katyń - pamiętamy. 70 lat temu zginęło tysiące Polaków. Lubelska lista katyńska». «Dziennik wschodni», 07.04.2010.

4. Тереза Оболевич. «Польские философы и Петербург: Фома Парчевский и другие». «Соловьевские исследования» №2 (46), 2015.

 5. Irena Wodzianowska. «Radziszewski Idzi Benedykt / Радзишевский Эгидий Бенедикт (1871–1922), filozof, rektor Akademii Duchownej w Petersburgu». «Polski Petersburg», 20.09.2016.

6. Aleksandra Dunajska. «KUL postawi pomnik swojemu twórcy». «Lubielski kurier», 18.02.2017.

7. Maciej Sobieraj. «Wspomnienie o prof. Jerzym Kłoczowskim (1924-2017)». «Wyborcza», 03.12.2017.

8. Paweł Krysiak.  «Nowa książka o inwigilacji KUL-u». «Wyborcza», 19.02.2016.

9. «Wspomnienie czasu zagłady». «Nowy tydzień», 15.12.2016.

10. Ks. Rafał Pastwa. «Ks. Idzi Radziszewski, założyciel KUL, będzie miał wreszcie pomnik w Lublinie».  «Gość Lubielski», 26.03.2017.

 

 

100-летие Люблинского католического университета

В 2018 году отмечается столетие со дня основания Люблинского католического университета имени Иоанна Павла II. Идея создания Католического университета возникла в Петрограде. После Октябрьской революции Императорская Римско-католическая духовная академия, существовавшая в Петербурге с 1842 года, оказалась перед угрозой упразднения. Осознавая важные исторические перемены, ректор Академии отец Эгидий Радзишевский задумал основать католический университет в независимой Польше.  




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 12

Наша история

  • Свадьба в Кейданах
  • Из рода Милошей
  • Поляки в Кавказской войне - две грани одного явления
  • Тверские корни польских королей
  • Дети отчизны
  • Разбитое сердце Густава Олизара
  • Между двух миров (рассказ о Леоне Козловском)
  • Князь Евстахий и лагеря
  • "Легкий след жизни" Александра Корниловича
  • Между двух миров (оконч.)
  • Михал Клеофас Огиньский
  • Прогулка по "польской" Гатчине
  • Николай I и Краковская республика
  • Прототипы главных героев «Верной реки» Жеромского
  • Марина Мнишек в русской истории и русской поэзии
  • Музей Второй мировой войны в Гданьске
  • «Прощаем и просим о прощении»
  • Сталинградская символика и ее восприятие в Польше
  • 100-летие Люблинского католического университета
  • Дочки-матери
  • Полесье, 1939
  • Смытая фотография
  • Багаж несбыточных желаний
  • Дружба, продолжавшаяся полвека
  • Марш на Варшаву (фрагмент книги о фельдмаршале Паскевиче)
  • Пакт Гитлер-Пилсудский и начало Второй мировой
  • Янина Жеймо и Ольга Берггольц в блокадном Ленинграде
  • Сорокалетие первого визита Иоанна Павла II в Польшу
  • Операция "Белый меч" или как Гатчина стала Троцком
  • Юзеф Понятовский – композитор и дипломат
  • Психическая атака
  • Шинель Первой мировой
  • Воркутинский бунт 1953 года
  • Изучение польского языка в Иркутске в ХХ-ХХI вв.
  • Реконструкция биографии в контексте истории. В.Л.Шатилов
  • Романы железного Феликса
  • Поляки на Северном Кавказе в ХIХ-ХХ вв
  • Вирус и корона: история первой прививки в России
  • Больше, чем архив: выставка в Государственном архиве РФ
  • Как боролись с эпидемиями наши предки
  • Это изобретение помогло выиграть Вторую мировую войну
  • Шатилов Павел Николаевич. «Записки: в двух томах»
  • Синдром Неммерсдорфа
  • Первая Чехословацкая Республика (1918-1938)
  • Красноярский хирург Роберт Пикок
  • Пророчества Черной Марии
  • Чудо на Висле
  • Варшава как пособник Холокоста
  • Короткая жизнь Украинской державы (1918)
  • История подпольной организации «Молодая гвардия»
  • Алексей Яковлевич Ступин. К истории Киевского политехнического института
  • Красная армия норвежского короля
  • Капризная звезда Левоневских
  • Капризная звезда Левоневских (ч. 2)
  • Александр Борейко-Ходзько
  • Шуга по-белому. Все друзья Володи
  • Странники поневоле: поляки в Вологде
  • Полковник Корса
  • Прусские ночи
  • Они сражались за общую Родину
  • Памятник в Америке в честь единственного сражения с русскими
  • Как польские революционеры Россию шатали
  • Княгиня Дарья Ливен - первая русская женщина-дипломат
  • Как польские революционеры Россию шатали (ч.2)
  • Томаш Зан в Оренбурге
  • История костела св. Михаила Архангела в Сморгони
  • Генерал Андерс
  • Графиня Путткамер из Верещаков и ее уcадьбы