Выпуск 20

Наша история

Юзеф Понятовский – композитор и дипломат

Эва Гараева

 

Одним из ярких представителей эпохи романтизма в музыке был Юзеф Михал Ксаверий Франтишек Ян Понятовский.

Его отец князь Станислав Понятовский (1754–1833), занимавший различные государственные должности в Речи Посполитой, был племянником короля Станислава Августа. Монарх видел Станислава своим преемником, но политический кризис и последующие за ним разделы Польши помешали этим планам. В 1798 г. Станислав был вынужден покинуть родину, уехал в Вену, а три года спустя обосновался в Риме. В Вечном городе возлюбленной князя стала замужняя Кассандра Лучи, не имевшая знатного происхождения. Их отношения и рождение внебрачных детей вызвали много кривотолков в обществе и недовольство Папы Римского Пия VII. Из-за  скандала паре пришлось переехать во Флоренцию. Туда же была перевезена колоссальная коллекция картин, скульптур и камей, а также значительная часть архива последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. 

В семье Станислава Понятовского было пятеро детей – Изабелла, Карло, Констанца, Юзеф и Михал. Юзеф (по-итальянски Джузеппе) появился на свет в Риме. О дате его рождения до сих пор идут споры. Его потомки упоминают 1816 г., однако исследователь жизни и творчества Юзефа Понятовского Андреа Бузири Вичи, ссылаясь на выписку из метрики, указывает 1814 г. Одаренный мальчик учился в школе монашеского ордена пиаристов во Флоренции. Природа наделила его музыкальными данными и прекрасным голосом, вот почему точным наукам он предпочел музыку. Этому способствовала и вдохновляющая атмосфера легендарной Флоренции. Юноша получил прекрасное образование, помимо итальянского, владел основными европейскими языками. Однако ему не дали систематического музыкального образования – в аристократических кругах того времени изучение различных искусств было неотъемлемой частью образования отпрысков и  считалось необходимым условием для формирования их личности, но не могло быть полем профессиональной деятельности. Впоследствии Понятовский сожалел об этом. 

Первым учителем музыки Юзефа и его брата Карло был флорентийский священник Кандидо Дзанотти. Позднее с юношей занимался известный тенор, композитор, капельмейстер кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре Фердинандо Чеккерини. Усовершенствов вокальную технику, Юзеф Понятовский стал участвовать в любительских постановках в частных театрах. В 1840 гг. он c большим успехом исполнял теноровые партии в операх Россини и Доницетти в разных театрах Флоренции, Болоньи, Генуи. Имея финансовые возможности, Юзеф вместе с братом и его женой организовал артистическое товарищество – при этом Карло исполнял басовые партии, а его супруга Элиза, графиня Монтекатини, – сопрановые. Сестры, Изабелла и Констанца, также занимались вокалом. В 1834 г. женой Юзефа стала графиня Матильда Перотти. Через год во Флоренции появился на свет их единственный сын Станислав Август. На протяжении всей жизни Юзеф Понятовский успешно совмещал карьеру дипломата с композиторской и дирижерской  деятельностью.

Первая опера Понятовского «Джованни да Прочида» («Giovanni da Procida») о враче, политическом деятеле и дипломате, жившем на Сицилии в XIII веке, была поставлена в частном театре во Флоренции в конце 1839 – начале 1840 г. Теноровую партию исполнил сам автор, он же написал либретто. В сентябре 1840 г. опера была представлена публике в Театре Джильо в Лукке.

Понятовский2Первая его опера-буффа «Дон Дезидерио» («Don Desiderio»), поставленная в 1840 г. в пизанском театре Раввивати, имела огромный успех, что привело к ее постановкам в других театрах. Это окрылило начинающего композитора и подтолкнуло к продолжению музыкальной деятельности. 

Драма Виктора Гюго «Рюи Блаз» («Ruy-Blas») вдохновила его на написание одноименной оперы, премьера которой состоялась в Театре Джильо в 1843 г. В том же году в римском театре Арджентина была представлена опера «Бонифачо из рода Джеремия» («Bonifazio dei Geremei») на либретто, написанное самим композитором. Публика приняла ее благожелательно и впоследствии опера «Бонифачо» была поставлена в театрах Анконы, Ливорно, Венеции и Генуи. 

В 1846 г. в знаменитом венецианском театре Ла Фениче была поставлена опера «Абидосская невеста» («La sposa d'Abido») с либретто, основанном на поэме Джорджа Байрона. Сюжет из истории крестовых походов лег в основу оперы «Малек-Адель» («Malek Adhel»), премьера которой  прошла в Генуе в театре Карло Феличе в том же году.

И вновь композитор обращается к творчеству Виктора Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери», вышедший в свет в 1831 г., стал основой для сочинения оперы «Эсмеральда» («Esmeralda»). Композитор был соавтором либретто. Ее первое исполнение состоялось в Палаццо Веккьо во Флоренции в 1847 г. 

Эстетическим идеалом Понятовского был стиль бельканто. На протяжении всей жизни он был горячим поклонником творчества Джоаккино  Россини (1792–1868), написавшего тридцать девять опер. Лучшей Понятовский считал «Вильгельма Телля» – сочинение во французском стиле, изобилующее сложными вокальными ансамблями. Впоследствии он познакомился с Россини, который с 1855 г. постоянно жил в Париже, и не раз беседовал с ним об оперном искусстве. Маэстро оказывал своему младшему коллеге всяческую поддержку, а Понятовский многое черпал из его творчества. 

Понятовский3Подчеркивая первостепенную роль Россини в истории оперы в теоретическом труде «Развитие драматической музыки» («Le progrès de la musique dramatique» (1859), Понятовский также писал о важном значении творчества Гаэтано Доницетти и Джакомо Мейербера. Верди он считал продолжателем линии, начатой Россини, в опере «Отелло».

Политическая карьера  Понятовского началась в Великом герцогстве Тосканском. В 1847 г. Великим герцогом Леопольдом II Юзефу Понятовскому был дарован титул князя Монтеротондо. Отвергнув должности префекта Лукки и управляющего Ливорно, он согласился возглавить дипломатическую миссию Великого герцога в Бельгии, а позже – в Великобритании и Франции. В 1850 г. князь прибыл в Париж, где располагалась резиденция посла. Помимо текущей работы, Понятовскому было поручено выяснить отношение правящих кругов Франции и Великобритании к идее объединения итальянских княжеств и освобождения их от австрийского правления. Одобрение его деятельности патроном выразилось в присвоении ему звания полковника и должности камергера герцога (1852). Леопольд II покровительствовал его композиторской деятельности.

В 1854 г. Понятовский принял французское гражданство и окончательно обосновался в Париже. Французский император Наполеон III дал ему должность сенатора и поручал дипломатические миссии. В 1862 и 1863 гг. Понятовский совершил поездки в Китай и Японию. Он был частым гостем во дворцах императорской супружеской четы. Его мысли, в первую очередь, были связаны со сферой культуры и искусства, поэтому в качестве сенатора он поднимал вопросы финансового положения музыкантов и функционирования культурных учреждений. 

В конце 1850-х гг. Юзеф Понятовский возвращается к музыке. Французская оперная традиция обогащает его творчество новыми оттенками и тенденциями. В Париже, блистательной культурной столице Европы XIX века, было поставлено несколько опер Понятовского. В марте 1858 г. в Театр-итальен состоялась французская премьера его исключительно успешной комической оперы «Дон Дезидерио». В 1867 г. она была возобновлена с участием примадонны Аделины Патти. 

Понятовский1В парижский период Понятовский создал четыре оперы, в которых чувствуется влияние итальянского стиля. Публика и критика восторженно приняла его дебютную французскую гранд-оперу «Пьетро Медичи» («Pierre de Medicis»). Ее генеральную репетицию в Императорском оперном театре посетил сам маэстро Россини. Он сделал автору комплимент, сказав, что мог бы сам написать такую оперу. Премьера состоялась 9 марта 1860 г. Во французской и зарубежной прессе появилось множество похвальных рецензий. Успеху способствовали дорогостоящие декорации и роскошные костюмы, балетные сцены, изюминкой сценографии стали газовые фонари. Высокое положение автора, его личное знакомство с Наполеоном III и представителями высшей французской аристократии и истеблишмента также сыграли свою роль. В 1862 г. опера была поставлена в лионском Большом театре, в 1863 – в Королевском театре в Мадриде, а в 1869 – в миланском Ла Скала. 

Последующие оперы Понятовского не имели такого грандиозного успеха, но были приняты публикой благосклонно.  В Театр-лирик состоялись две премьеры: оперы-буфф «Сквозь стену» («Au trevers du mur», 1861) и комической оперы «Авантюрист» («L'Aventurier», 1865).  Автором и соавтором либретто всех французских опер Понятовского был известный драматург и востребованный оперный и балетный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж. Последняя опера парижского периода «Графиня» («La Contessina») была представлена публике в 1868 г. в Театр-итальен. 

Не являясь профессиональным композитором, Юзеф Понятовский написал двенадцать мелодичных опер в разных жанрах – от буффы до сериа. Его иногда критиковали за анахроничность, отсутствие собственных идей, индивидуального стиля, новаторства. Однако он сам считал себя россинистом и творил в стиле своего кумира. 

В 1863 г. Понятовский стал членом флорентийской Академии музыки, несколько лет возглавлял Артистическое общество в Париже. Исследователь жизни и творчества композитора Рышард Даниэль Голианек пишет, что Понятовский был одним из кандидатов на написание оперы «Аида», премьера которой должна была стать частью торжеств к открытию Суэцкого канала. 

Франко-прусская война (1870–1871) положила конец правлению Наполеона III. После освобождения из плена он уехал в Англию и поселился в пригороде Лондона Чизлхёрсте, ставшем пристанищем французских бонапартистов. За ним последовал его друг князь Юзеф Понятовский. В 1872 г. в лондонском Ковент-Гардене состоялась премьера  последней оперы дипломата и композитора «Гельмина» («Gelmina»), в которой участвовала Аделина Патти. В 1873 г. композитор присутствовал на английской постановке своей оперы «Сквозь стену». В Великобритании Понятовский создал песенный цикл на английские тексты.

Польский музыковед Голианек утверждает, что в Великобритании из-за финансового краха Понятовский был вынужден давать уроки вокала. В 1873 г. он планировал совершить концертный тур по городам США в качестве дирижера и, возможно, остаться в Америке. Однако этим планам не суждено было сбыться. 

Юзеф Михал Ксаверий Понятовский скоропостижно скончался в июле 1873 г., спустя полгода после ухода из жизни своего покровителя – последнего монарха Франции Наполеона  III – и был похоронен на кладбище в Чизлхёрсте. 

Возрастающий в последние десятилетия интерес к неизвестному и забытому музыкальному материалу дает надежду на возрождение творческого наследия Юзефа Понятовского. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2011 г. на Фестивале польской музыки в Кракове была представлена опера «Пьетро Медичи». Самая успешная его опера-буффа «Дон Дезидерио» была поставлена в Силезской опере в 2018 г. В Кракове, Нью-Йорке и Париже было исполнено еще одно сочинение Понятовского – Месса для четырех певцов, хора и фортепиано. Польскими вокалистками Александрой Бучек и Иоанной Вось записаны диски с ариями из его опер. Рукописи и изданные партитуры его сочинений, хранящиеся в библиотеках Италии, Франции, США, Великобритании и Польши, ждут увлеченных исследователей и оперных режиссеров.

 

Юзеф Понятовский – композитор и дипломат




Эва Гараева

Эва Гараева


Эва Гараева
– переводчик с польского и английского языков, журналист, коллекционер, популяризатор польской литературы в России. Сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.  В переводе Э. Гараевой вышло более 20 книг, среди них романы Мануэлы Гретковской, Марека Лавриновича, Эдварда Долника, произведения Катажины Грохоли, Кристины Кофты, Малгожаты Домагалик, труды искусствоведов Ежи Маевского, Малгожаты Омиляновской, Сары Карр-Гомм, Терезы Черневич-Умер  и др. авторов. 




Выпуск 20

Наша история

  • Свадьба в Кейданах
  • Из рода Милошей
  • Поляки в Кавказской войне - две грани одного явления
  • Тверские корни польских королей
  • Дети отчизны
  • Разбитое сердце Густава Олизара
  • Между двух миров (рассказ о Леоне Козловском)
  • Князь Евстахий и лагеря
  • "Легкий след жизни" Александра Корниловича
  • Между двух миров (оконч.)
  • Михал Клеофас Огиньский
  • Прогулка по "польской" Гатчине
  • Николай I и Краковская республика
  • Прототипы главных героев «Верной реки» Жеромского
  • Марина Мнишек в русской истории и русской поэзии
  • Музей Второй мировой войны в Гданьске
  • «Прощаем и просим о прощении»
  • Сталинградская символика и ее восприятие в Польше
  • 100-летие Люблинского католического университета
  • Дочки-матери
  • Полесье, 1939
  • Смытая фотография
  • Багаж несбыточных желаний
  • Дружба, продолжавшаяся полвека
  • Марш на Варшаву (фрагмент книги о фельдмаршале Паскевиче)
  • Пакт Гитлер-Пилсудский и начало Второй мировой
  • Янина Жеймо и Ольга Берггольц в блокадном Ленинграде
  • Сорокалетие первого визита Иоанна Павла II в Польшу
  • Операция "Белый меч" или как Гатчина стала Троцком
  • Юзеф Понятовский – композитор и дипломат
  • Психическая атака
  • Шинель Первой мировой
  • Воркутинский бунт 1953 года
  • Изучение польского языка в Иркутске в ХХ-ХХI вв.
  • Реконструкция биографии в контексте истории. В.Л.Шатилов
  • Романы железного Феликса
  • Поляки на Северном Кавказе в ХIХ-ХХ вв
  • Вирус и корона: история первой прививки в России
  • Больше, чем архив: выставка в Государственном архиве РФ
  • Как боролись с эпидемиями наши предки
  • Это изобретение помогло выиграть Вторую мировую войну
  • Шатилов Павел Николаевич. «Записки: в двух томах»
  • Синдром Неммерсдорфа
  • Первая Чехословацкая Республика (1918-1938)
  • Красноярский хирург Роберт Пикок
  • Пророчества Черной Марии
  • Чудо на Висле
  • Варшава как пособник Холокоста
  • Короткая жизнь Украинской державы (1918)
  • История подпольной организации «Молодая гвардия»
  • Алексей Яковлевич Ступин. К истории Киевского политехнического института
  • Красная армия норвежского короля
  • Капризная звезда Левоневских
  • Капризная звезда Левоневских (ч. 2)
  • Александр Борейко-Ходзько
  • Шуга по-белому. Все друзья Володи
  • Странники поневоле: поляки в Вологде
  • Полковник Корса
  • Прусские ночи
  • Они сражались за общую Родину
  • Памятник в Америке в честь единственного сражения с русскими
  • Как польские революционеры Россию шатали
  • Княгиня Дарья Ливен - первая русская женщина-дипломат
  • Как польские революционеры Россию шатали (ч.2)
  • Томаш Зан в Оренбурге