Выпуск 9

Книжная лавка

Германия, Россия и польский вопрос

Роман Дмовский

 Неизвестный Дмовский 

В  Польше имя Романа Дмовского (1864-1939) известно всякому. Политик, философ, дипломат, публицист, один из создателей Второй Речи Посполитой — Дмовский занимает достойное место в пантеоне национальных героев Польши. Сложно найти крупный польский город, где бы сегодня не было памятника Дмовскому, площади, аллеи или улицы, названной в его честь. 

Его имя по-прежнему вызывает яростные споры политических оппонентов. Если для современных правых Дмовский — это символ польского национального возрождения и патриот, всю свою жизнь беззаветно служивший польскому народу, то для левых его образ неразрывно связан с такими проблемами как ксенофобия и антисемитизм. 

Дискуссии об историческом значении наследии Романа Дмовского в современной Польше то обостряются, то уходят на второй план, но не затихают никогда. Недавно в стране вышло многотомное собрание его сочинений, ставшее событием отнюдь не только для научно-академических кругов. В России же имя Дмовского незаслуженно забыто. 

А это удивительно, ведь Дмовский, если смотреть в общеевропейском контексте, не только польский, но и русский политический деятель. Большую часть своей жизни он был подданным российского императора, именно в России он состоялся как политик, став лидером польской Национал-демократической партии и депутатом II и III созывов Государственной Думы Российской империи. Однако современный российский читатель, за редчайшим исключением, не только не знает подробностей биографии этого выдающегося польского (и российского!) политика, но вряд ли даже слышал когда-либо его имя. 

Роман Валентинович (да, будучи подданным России, Дмовский носил отчество) родился 9 августа 1864 года недалеко от Варшавы, на территории Царства Польского, которое уже пятьдесят лет было частью империи Романовых. Это было неспокойное время: буквально несколько месяцев назад царскому правительству удалось подавить «Январское восстание», поднятое в начале 1863 года поляками, стремившимися к восстановлению государственной независимости. 

Выходец из семьи безземельных худородных шляхтичей Дмовский с ранних лет проявил интерес к общественной деятельности и защите польской идентичности. Так, учась в гимназии, юный Дмовский создал подпольную организацию «Сторожевая башня», основной задачей которой было проведение подпольных занятий по польскому языку, литературе и истории в противовес официальной русификаторской политике. 

В период обучения на биологическом факультете Варшавского университета молодой Дмовский также вступил в подпольные польские организации, участвовал в студенческих манифестациях и волнениях, за что даже подвергся шестимесячному аресту. В 1890-е годы Дмовский окончательно связал свою жизнь с политикой. Он стал сооснователем подпольной организации «Национальная лига», преобразованной в 1897 году в польскую Национал-демократическую партию. После очередного конфликта с властями, окончившегося запретом на пребывание в Варшаве, Дмовский отправился в многолетнее путешествие по миру, больше напоминавшее политическую эмиграцию. Подолгу жил во Франции, Великобритании, Швейцарии и Австро-Венгрии, посетил даже экзотическую Бразилию. 

Дмовский активно публиковался, завоевав себе репутацию яркого, острого и бескомпромиссного публициста, сочетавшего в своих взглядах польский национализм и политический реализм — поддерживая идею восстановления польского государства, он выступал против вооружённой борьбы с Российской империей и организации новых восстаний против власти Петербурга. В том числе, на этой почве Дмовский, с юности бывший убеждённым противником социалистических теорий, стал в жёсткую оппозицию к Юзефу Пилсудскому и его Польской социалистической партии. 

В начале века Дмовский осел во Львове, бывшем тогда крупным польским культурным и политическим центром в составе Австро-Венгрии. В период русско-японской войны, когда разведывательная агентура Японской империи искала различные возможности давления на Россию, Дмовский контактировал с японской разведкой, посещал Токио. Однако он категорически выступил против идеи вооружённого восстания в польских губерниях Российской империи, понимая бесперспективность этого замысла — российские власти всё равно подавят восстание, а польская кровь будет проливаться за чужие, японские интересы. Примечательно, что Юзеф Пилсудский, к которому японцы обратились с аналогичным предложением, горячо поддержал его. 

Когда в России началась революция 1905 г., Дмовский, вернувшийся к тому времени в Варшаву, выступил против беспорядков и нарастания анархии в стране. Отношения между двумя основными направлениями польского политического движения того периода настолько обострились, что во время восстания в Лодзи в июне 1905 года произошла «гражданская мини-война» между сторонниками Дмовского и Пилсудского. Национал-демократы горячо приветствовали императорский Манифест 17 октября и выступили за участие польских политиков в выборах в образованную Государственную Думу, которые решили бойкотировать польские социалисты. В результате этого национал-демократы на выборах в Первую Думу получили 34 мандата из 55, закреплённых за польскими губерниями. Сам Дмовский стал депутатом II и III Государственной Думы. [...]  Длительное нахождение в имперской столице стало важным моментом в карьере Дмовского. Он смог по-новому, в глобальном масштабе, взглянуть на проблему отношений России и Польши. В этот период Дмовский контактирует с русскими неославистами и всё больше размышляет о том, как полякам сохранить национальную самобытность и идентичность в мире, раздираемом противоречиями и интересами великих держав. Результатом этих размышлений Дмовского становится работа «Германия, Россия и польский вопрос», вышедшая в 1908 году и впоследствии многократно переизданная на польском и других европейских языках. Русский перевод этого программного труда Дмовского увидел свет в 1909 году и в настоящее время является подлинной библиографической редкостью. Книга, которую читатель держат в руках — это первое издание книги Дмовского на русском языке за последние более чем сто лет! […] 

Книга лидера национал-демократов «Германия, Россия и польский вопрос» произвела настоящий фурор среди европейских политических кругов и была переведена на основные языки континента. Удивлены были не только польские оппозиционеры, но и многие русские консерваторы: ещё бы, польский националист отстаивал идею польско-русского исторического союза! Неудивительно, что когда началась Первая мировая война, Дмовский горячо поддержал Антанту — он даже возглавил Польский национальный комитет, созданный в 1914 году в Петербурге. Посрамлены были и русские полонофобы. Ведь, несмотря на первоначально подозрительное отношение властей, абсолютное большинство польских подданных Российской империи, подлежащих мобилизации, с началом войны явились на призывные пункты и всю войну, даже после Великого отступления 1915 года, добросовестно исполняли свой долг. Конечно, они сражались не только и не столько за Российское государство, сколько за объединение польских земель и освобождение их от власти немцев — ещё в августе 1914 года великий князь Николай Николаевич фактически пообещал восстановление автономии после окончания войны, а в декабре 1916 года сам император Николай II провозгласил, что одной из целей империи в войне является «создание свободной Польши, состоящей из всех трех частей, до сих пор разделенных», которая «получит свое собственное государственное устройство, с собственными законодательными палатами и собственной армией». 

К сожалению, трагические события февраля 1917 г. сделали невозможным осуществление этих планов. После начала революции в России Дмовский перебрался в Париж — он по-прежнему был уверен, что без поражения главного ненавистника поляков, Германской империи, невозможно создание польского государства, которое бы объединило в своих границах все территории, где поляки являются этническим большинством. […] В период Второй Речи Посполитой Дмовский фактически отошёл от активной политической деятельности, ему не нашлось места в системе, созданной после военного переворота 1926 года, организованного Пилсудским. Оставшиеся годы Дмовский занимался в основном журналистской и публицистической деятельностью, став главным идеологом межвоенного польского национализма. Он скончался 2 января 1939 года близ Ломжи, не дожив, к счастью, до того момента, когда польское государство падёт под натиском германской военной машины, а на месте его страны оккупантами будет создано т.н. «генерал-губернаторство». Хотя официальные власти, представленные идейными наследниками Пилсудского, проигнорировали похороны Дмовского, проститься с этим выдающимся политиком пришло более 100 тысяч поляков. 

В социалистической Польше на имя Дмовского и изучение его наследия фактически было наложено «табу», ведь он считался радикальным националистом и антисемитом, симпатизировал Российской империи и был убеждённым врагом большевизма. Однако в современной Польше интерес к личности Дмовского необычаен. Сегодня его фигура, как и столетие назад, мало кого может оставить равнодушным. Так, многие из современных «евроскептиков», которые считают, что Польша попала в слишком сильную зависимость от Евросоюза и продвигаемых им ценностей, видят именно Дмовского своим идейным вдохновителем и предшественником. Если консерваторы «старой волны», представители поколения антикоммунистических оппозиционеров, во многом чувствуют себя наследниками Пилсудского с его идеями «прометеизма» и активного участия в делах Украины и Белоруссии, то молодое поколение польских правых всё больше склоняется к концепции Дмовского — реальной угрозой они считают не «российский империализм», а размывание польской идентичности под давлением крупных европейских стран, и прежде всего, под давлением Германии. […]

Настоящее издание представляет широкому кругу российских читателей уникальную возможность впервые за сто лет познакомиться с идеями крупнейшего польского политика прошлого столетия, чьи мысли по-прежнему оказывают влияние на польское общество. […] С Дмовским можно не соглашаться, но всякий, кто хочет составить всеобъемлющее представление о прошлом и настоящем русско-польских отношений, должен прочесть этот основополагающий для польской политической мысли труд.  

Дм. Буневич, Г. Холодов

Статья публикуется с сокращениями

Германия, Россия и польский вопрос

В петербургском издательстве "Алетейя" вышла книга, которая, несомненнно, привлечет внимание не только профессиональных историков, но и всех любителей нашей совместной с Польшей истории: сборник статей Романа Дмовского "Германия, Россия и польский вопрос". Мы перепечатываем вводную статью из этого сборника "Неизвестный Дмовский"  авторства  Дм.Буневича и Г. Холодова.




Выпуск 9

Книжная лавка

  • Германия, Россия и польский вопрос
  • Небесный ключ
  • Анна Герман. Сто воспоминаний о великой певице
  • Лебединая песня Ксении Старосельской
  • Корабль - это она
  • В доме неволи (рецензия)
  • "Время секонд хэнда". Новая книга Светланы Алексиевич
  • Памятники и мемориальные таблицы поляков в СПб
  • Анджей Дыбчак. Гугара
  • Книга воспоминаний о Анне Герман издана в Польше
  • Книга об истории Римско-католического костела в России
  • Новая книга об Ахматовой
  • Солнце республики. Римская цивилизация в поэзии Херберта
  • Повесть о московском мученичестве
  • Цветочки Иоанна Павла II
  • Земля, украденная у Бога
  • Новая книга об Иоанне Павле II
  • Новая книга о Шимборской
  • Роман "Переплетения"
  • "Не по канону"
  • Франтишка. Повесть о поэзии для молодежи
  • Лето в Михалувке и Вильгельмувке
  • Пан Тадеуш для детей
  • «Наброски пером» Франция, 1941-1945
  • Польская книга на петербургском Книжном салоне 2022
  • "Шуга. Пейзаж после империи" - новая книга о России
  • Книги на XXXV Международной выставке-ярмарке в Москве-
  • Синдром Петрушки
  • Книжная выставка NON FICTION №24 в Москве
  • Беседы с памятью
  • Мечислав Вайнберг- композитор трех миров
  • Книжные новинки на выставке Non/fictioN Весна
  • "Раскопки"
  • Новая книга о Лермонтове
  • "Бесконечно малая"
  • Книжные новинки на ярмарке NON/FICTION No 25
  • «Я пришла домой…»
  • Мое советское детство
  • Новинки на книжной ярмарке «NON/FICTION Весна» (2024)