Выпуск 50

Искусство

Елизавета Шашина – автор музыки «Выхожу один я на дорогу…»

швш1Дочь дворовых людей графа А.С.Строганова Сергея Николаевича Шашина (1773-1855) и жены его Дарьи Филипповны. Получив вольную в 1800-х годах, Сергей Шашин стал известным обойным мастером. Выполнял заказы на украшение помещений императорских дворцов и многих петербургских особняков, чем смог заработать себе состояние. Владел жилым кварталом на Литейной улице и вышел на пенсию в чине коллежского регистратора.

Елизавета вместе с сестрой-погодкой Аглаей (1806—1893) воспитывалась в Елизаветинском институте. С детства у них обнаружились прекрасные вокальные данные. Но из-за тяжёлой болезни Елизавета утратила свой замечательный голос. После окончания института сёстры совершенствовали своё музыкальное образованиe и брали платные уроки у различных учителей. Елизавета изучала теорию музыки и стала замечательной пианисткой. Выступала с концертами, аккомпанируя сестре Аглае, обладательнице «дивного контральто» на три октавы.

С конца 1840-х годов Елизавета Шашина начала сочинять собственные романсы. Она считается автором популярных романсов на стихи М.Ю.Лермонтоаа, включая широко известный «Выхожу один я на дорогу» (СПБ, 1861), ставший народной песней, а также «Мцыри» («Дитя моё, останься здесь») (1863), «Не плачь, не плачь, мое дитя» (1864), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1871), «К Л.» («У ног других не забывал») (1874), «Нищий» (1879). Первые романсы Шашиной были изданы в начале 1850-х годов. Начиная с 1856 года её произведения печатались отдельными тетрадями и в музыкальных журналах.

В 1858-1870-х годах Шашины посещали Кавказ и курорт Железноводск. Об истории создания мелодии «Выхожу один я на дорогу…»  темпераментно пишет анонимная любительница ее таланта в газете «Правда Севера»:

лер1«… В 1858 году, будучи в Минеральных Водах, Шашина прочла стихи «Выхожу один я на дорогу». Они поразили ее, показались выкованными из булатной стали и отточенными, как кинжал у черкеса. Строчки и рифмы вызывали озноб. Такой озноб бывает у костра, когда руки охватывает жар огня, а спина погружена в холод. Из текста женщина узнала, что на небе есть Сон-звезда («я б хотел забыться и заснуть»), что вопросы «жду ль чего? жалею ли о чем?» были у Лермонтова и в уме и на сердце…. Новорожденный мотив женщина сыграла еще и еще и поняла, что «кровь» музыки по группе совпала с «кровью» стихов. Получилась песня-клич. Ее и слушали больше, чем пели: могучая,  раздольная, она давалась лишь большим голосам. Но притяжение песни было таким сильным, что затягивали ее и сивоусые старцы, и кудрявые юноши, и каждый раз сладко вызванивали: «Уж не жду-у от жи-изни ни-ичего я!». Не песня, а медикамент! Тут и полное единение интонации текста с музыкой, и пленяющая мелодия, и естественность языка, и национальный дух. А еще ее можно воспринимать как слова Библии - выражения «внемлет Богу», «в небесах» настраивают нас на зенитную высоту чувств.»

Елизавета Сергеевна умерла в глубокой старости осенью 1903 года, пережив сестру на десять лет. Похоронена на сельском кладбище села Глубокое Вышневолоцкого уезда у церкви во имя Святого Георгия Победоносца.

 Рисунок Николая Устинова

Источники: Википедия, http://pravdasevera.ru/?id=1049240819

Елизавета Шашина – автор музыки «Выхожу один я на дорогу…»




Выпуск 50

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве
  • Литературные герои в живописи
  • Наполеон Óрда: художник, который остановил время
  • Архитектура, искусство и наука в живописи
  • Животые и птицы в изобразительном искусстве
  • Плоды земли, цветы, времена года и стихии в изобразительном искусстве
  • Польша и поляки в жизни И.Е.Репина
  • Художник Петр Стахевич
  • Елизавета Шашина – автор музыки «Выхожу один я на дорогу…»