Выпуск 41

Искусство

Музей Валенты Ваньковича в Минске

Валентина Филатова

автоКак приятно в солнечный осенний день погулять по городскому бульвару, полюбоваться теплой палитрой осенних листьев, щедро усыпавших еще зеленую траву, пошуршать ими, шагая по аллеям и оказаться-очутиться у памятника Адама Мицкевича в городе Минске! Романтическая обстановка осени словно сама приводит к памятнику поэта-романтика. Накрапывает дождик. Спускаются сумерки. Поэтическое настроение не отпускает и возникает желание вновь посетить музей-усадьбу Ваньковичей, ведь это совсем-совсем рядом, в десяти минутах ходьбы от памятника Адама Мицкевича.

Валентий Ванькович умер в возрасте 42 лет в Париже и похоронен на кладбище Монмартр. Он умер на руках своего друга Адама Мицкевича в день своего рождения. Для творчества ему был отпущен слишком короткий срок, но за свою жизнь он создал целую галерею портретов своих современников. Они рассеяны по многим странам и полного каталога картин нет. Увидеть оригиналы полотен можно в основном в музеях Польши и Литвы, отдельные портреты – в Англии, Франции, Италии, России.

Но в музее «Дом Ваньковичей» в Минске можно увидеть не только цветные репродукции портретов на холсте и бумаге, но и копии его картин. Самый известный из портретов Валентия Ваньковича, ставший хрестоматийным, - портрет Адама Мицкевича на скале Аю-Даг был написан в 1828 году. В музее представлена копия Ришарда Примке, сделанная в 1990 году.

ваньк0

Вспоминая факты биографии художника и предвкушая удовольствие от очередного посещения музея, подхожу к воротам. Когда-то за ними начиналась территория усадьбы, а подъездная аллея была обсажена деревьями. Нынче в центре двора огромный старый вяз, возраст которого более 100 лет. В окнах музея-усадьбы горит свет и кажется, что там приветливо ждут гостей. Справа скульптура художника, в руке которого палитра. Эта скульптура «Утродожника» работы Владимира Слободчикова была открыта в 2010 году, сам же музей – 25 мая 2000 года. Событие это было приурочено к 200-летию со дня рождения  Валентия Ваньковича, самого известного представителя этого рода в Беларуси.

ваньк2тИз прохлады осени захожу в здание музея, в котором тепло и уютно. Направо музыкальная гостиная с белоснежным камином. Рояль фирмы «Менцель» первой половины XIX века, картины «Минерва, покровительница наук, искусств и ремесел» кисти Тадеуша Кунтца (1731-1793), «Пейзаж» и «Охота на вепря» западноевропейских художников XVIII века. Ряды стульев… Мелькают дамские фигуры в кружевных нарядах… Оказывается, что сейчас в музее размещена выставка вологодского кружева, и манекены демонстрируют мастерство вологодских кружевниц, дополняя прежнюю атмосферу музыкальных вечеров, которые в первой половине XIX века вошли в моду в дворянских усадьбах.

ваньк1Такие вечера проходили и в доме Ваньковичей. Здесь выступал один из самых известных европейских скрипачей того времени Кароль Липиньский, чей портрет Валентий Ванькович писал в 1822 году. Городские усадьбы в то время были настоящими культурно-просветительскими центрами. А мне вспоминаются еще совсем недавние времена, когда Польский институт в Минске проводил в этом салоне литературные и музыкальные вечера и встречи. Впрочем, и сейчас в салоне усадьбы проходят вечера старинной, камерной и духовной музыки, звучат романсы.

И прямо сейчас, в последнюю неделю октября, в музее размещена выставка рисунков художника-иллюстратора Екатерины Бабок «Вернемся в детство». Картины полны тепла и света и кажется, что в коридоре то тут, то там раздается детский смех и слышен топот детских ножек. Музей полон жизни.

 

dfymr4С удовольствием прохожу по знакомым залам. Два первых зала мемориальные. Они посвящены разным этапам жизни и творчества художника, его учебе в Полоцкой иезуитской академии (1811-1817) и Виленском университете (1818-1824), его товарищам по университету, участникам организации филоматов и филаретов. В зале экспонируются фотографии их портретов, выполненных Валентием Ваньковичем в студенческие годы. В мемориальных залах представлены и подлинные работы художников того времени: Александра Монюшко, Яна Дамеля, Канутия Русецкого, натюрморты Ивана Хруцкого и других художников того периода, а также единственное подлинное произведение Ваньковича «Портрет Томаша Зана». Талант Ваньковича был замечен в университете, и он на средства Виленского университете был направлен в Петербург, в Императорскую Академию художеств. В Петербурге художник познакомился со многими известными русскими и польскими деятелями культуры, в том числе с пианисткой Марией Шимановской, портрет которой написал в 1828 году. В музее представлена копия портрета, сделанная в 2014 году Виктором Ольшевским. Второй мемориальный зал рассказывает о минском периоде жизни с 1929 года по 1839. Талант художника набирает силу, высоко ценится, и Ванькович получает звание «назначенного» и предложение написать в 1833 году программу на звание академика. Но в 1939 году он уезжает в Европу, желая увидеть картины старых мастеров.

dfymr2Особая атмосфера сохраняется в зале музея, который называется «Кабинет». Как в этом зале, так и в других – столовой, гостиной – много подлинных предметов интерьера: мебель, книги, предметы быта. Кажется, время остановилось, запечатлев себя в них. Одновременно кажется, что хозяин вот-вот войдет в свой кабинет и продолжит свои труды за конторкой, а часы пробьют время обеда.

 Особую атмосферу музею придают три портретных зала, настоящие портретные галереи так свойственные дворянским усадьбам того времени. В них представлены подлинные работы художников с XVII до 30-40-х годов XIX века. Особо выделяются портреты, написанные местными живописцами по канону так называемой сарматской культуры, который сложился в конце XVI века и просуществовал практически все XIX столетие. Для сарматского канона в портрете важно было показать предка как бы «вне времени», как хранителя рода, посредника между предками и потомками. Строго и преувеличенно значимо, иногда со множеством преувеличенной атрибутики смотрят на посетителей с полотен представители местных шляхетских родов, считавших, что их род будет жить вечно.

 

Музей Валенты Ваньковича в Минске




Выпуск 41

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве