Выпуск 30

Искусство

Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве

Эва Гараева

В сезон новогодних праздников Московская государственная академическая филармония, отмечающая в 2022 году столетие, подготовила любителям барочной оперы два роскошных подарка – концертное исполнение опер «Полифем» Николы Порпоры и «Олимпиада» Антонио Вивальди. Оба сочинения прозвучали в России впервые.

порпораНеаполитанец Никола Антонио Порпора (1686–1768) – автор более сорока опер. Он был одним из тех, кто создал славу музыкального Неаполя, связанную с развитием оперы-сериа. Успех Порпоре принесла первая опера «Агриппина», поставленная в Королевском дворце в Неаполе в 1708 году. Порпора был не только выдающимся композитором своего времени, но и замечательным педагогом по вокалу. Среди его учеников пятеро величайших исполнителей-кастратов – Порпорино, Фаринелли, Каффарелли, Салимбени и Аппьяни. Соперник Леонардо Винчи, Георга Фридриха Генделя и собственного ученика Иоганна Адольфа Хассе он работал в родном Неаполе, Венеции, Лондоне, Дрездене и Вене – в то время немногие композиторы творили в одном городе.

В 1729 году по приглашению принца Уэльского, заручившегося поддержкой знатных семей Англии, сорокасемилетний Никола Порпора приехал в Лондон, чтобы возглавить «The Opera of the Nobility» – «Дворянскую оперу», созданную в пику Генделю и покровительствовавшему ему королю Георгу II. К тому времени Порпора уже написал двадцать восемь опер, три оратории, серенады и духовные сочинения. «Дворянская опера» открылась 29 декабря 1733 года его оперой «Ариадна на Наксосе».

«Полифем» – одна из пяти опер, созданных Порпорой в Лондоне. Ее либретто было написано Паоло Антонио Ролли, наряду с Пьетро Метастазио и Николой Хаймом являвшимся большим мастером этого жанра. Ролли был прекрасно образованным человеком, знаменитым поэтом и переводчиком с латинского, древнегреческого и английского, в частности, итальянские читатели могли познакомиться в его переводе с «Потерянным раем» Джона Мильтона. В 1729 году Ролли был приглашен в Лондон на должность либреттиста в Королевскую академию музыки, поддерживаемую акционерами-основателями и субвенциями монарха.

Либретто оперы «Полифем» представляет собой виртуозное соединение двух сюжетов, почерпнутых из мифологической поэмы Овидия «Метаморфозы» и гомеровской эпопеи «Одиссея»: убийство Акида, возлюбленного нереиды Галатеи, отвергнутым ею циклопом Полифемом и ослепление Полифема Одиссеем (Улиссом).

Премьера изумительной по красоте и экспрессивности трехактной оперы-сериа «Полифем» состоялась 1 февраля 1735 в королевском театре «Хеймаркет». Газета «London Daily Post» сообщала: «Их Величества, принц Уэльский и принцессы Амелия и Каролина почтили своим присутствием оперу «Полифем», которая прошла при невиданном в нашем сезоне скоплении публики». Этой оперой открылся сезон 1735/1736 годов в присутствии королевской семьи и гостя – принца Модены.

Партию Акида исполнил приглашенный в Лондон кастрат Фаринелли.  Его голос, охватывавший три с половиной октавы, произвел на английскую публику ошеломляющее  впечатление. Сохранилось свидетельство Аббата Прево: «Воистину лучшего пения быть не может. Он словно бы зачаровывает зал». Паоло Ролли написал: «Не могу не отдать должного Фаринелли. Признаюсь, он меня поразил, я вдруг понял, что раньше лишь смутно представлял себе, на что способен человеческий голос, а теперь счастлив от одной мысли, что услышал, каким он может или должен быть».

Опера «Полифем» была забыта на протяжении почти трехсот лет. Ее воскресил выдающийся исполнитель нашего времени Макс Эммануэль Ценчич, в последние годы выступающий и как оперный режиссер-постановщик, и продюсер. В 2013 году опера «Полифем» была представлена в «Театр ан дер Вин»  в Вене, а в 2019 – на Зальцбургском фестивале.

полифем1полифем2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского 26 декабря 2021 года оперу исполнил блистательный состав солистов – контратеноры Макс Эммануэль Ценчич (Улисс) и Юрий Миненко (Акид), сопрано Юлия Лежнева (Галатея) и Диляра Идрисова (Нерея), меццо-сопрано Соня Рунье (Калипсо) и бас Сретен Манойлович (Полифем). Московским камерным оркестром «Musica Viva» и ансамблем «Questa Musica» дирижировал Маркеллос Хриссикос.

       10 января 2022 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского впервые была представлена опера Антонио Вивальди «Олимпиада».

Во вступительном слове музыковед и автор абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры» Михаил Фихтенгольц заметил, что Вивальди занимает «парадоксальное место в музыкальной жизни». Его оперное наследие российским слушателям почти неизвестно. Цикл концертов «Времена года» («Le quattro stagioni»)и духовные произведения «Gloria», «Stabat Mater» затмили собой другие его сочинения. Современная публика только начинает знакомство с его забытыми операми, которые занимают значительное место в творчестве композитора. В 2019 году в Концертном зале имени П.И. Чайковского прозвучала опера «Неистовый Роланд», написанная Вивальди в 1727 году. «Дом польский» освещал это событие в статье «Три концерта сезона» 20-го выпуска нашего журнала.

вивальдиВивальди (1678–1741), венецианец, был скрипачом, композитором и имел сан священника, хотя служил лишь в первый год после рукоположения. Вся его жизнь была посвящена музыке – нередко он совмещал обязанности композитора, исполнителя, директора оркестра и оперного импресарио. Историк музыки Патрик Барбье в своем исследовании венецианской барочной музыки пишет, что «создатель «Времен года» несомненно являет собою довольно редкий пример полного слияния города, человека и творчества: не только потому, что в Венеции он родился и прожил всю жизнь, не считая нескольких грустных месяцев в Вене, куда решил перебраться под старость, но – и прежде всего! – потому, что всё в его инструментальном и вокальном творчестве отражало ту живость и те порой искрящиеся, а порой туманные краски, которые были присущи текучей и прозрачной атмосфере Венеции».

Вивальди начал писать оперы в тридцать восемь лет. Опера «Олимпиада» так же, как и «Неистовый Роланд», создана Вивальди для венецианского театра «Сан-Анджело», где была представлена в разгар карнавала в феврале 1734 года. Автору тогда было пятьдесят пять лет. Венеция в то время переживала колоссальное увлечение неаполитанским оперным стилем, в моде были сочинения Перголези, Хассе, Винчи, Порпоры. Оперы этих композиторов шли на сцене самого престижного театра Венеции «Сан-Джованни-Кризостомо» (театр св. Иоанна Златоуста), принадлежавшего знатному и влиятельному роду Гримани, давшему Венецианской республике не одного дожа и кардинала. Для венецианца Вивальди постановка оперы в этом театре была несбыточной мечтой – по мнению Гримани, он был старомодным композитором и к тому же не был неаполитанцем! «Венеция, словно изнуренная своим почти вековым главенством, уже не могла сопротивляться напору неаполитанских опер и неаполитанских певцов, новых хозяев музыкальной Европы», – поясняет Патрик Барбье.

Стремясь обратить на себя внимание избалованных слушателей и покровителей музыки, Антонио Вивальди выбрал свежее либретто известного и популярного литератора Пьетро Метастазио (1698–1782), созданное им в «самый счастливый период творчества», длившийся десять лет. Заметим, что впервые опера на это либретто была заказана придворному композитору Габсбургского двора Антонио Кальдаре – его «Олимпиада» была поставлена в Вене в 1733 году. В дальнейшем это либретто было очень востребовано, в общей сложности оно использовалось более пятидесяти раз,  только в XVIII веке, помимо Кальдары и Вивальди, его положили на музыку композиторы «первого ряда» Перголези, Федеричи, Траетта и Чимароза. Представим этот захватывающий опус, вышедший из-под пера великого Метастазио. 

Критский царевич Ликид просит своего друга атлета Мегакла выступить вместо него под его именем на Олимпийских играх. Мегакл обязан Ликиду – однажды тот спас ему жизнь, рискуя своей. Мекагл не знает, что наградой победителю станет дочь царя Клисфена Аристея, с которой его соединяют узы взаимной любви. Оба друга прибывают на Олимпийские игры, которые судит Клисфен. Мегакл одерживает победу и, согласно договоренности, уступает возлюбленную другу, после чего пытается покончить с собой.

У царевича Ликида осталась на Крите его невеста Аргена. Скрываясь под чужим именем, Аргена  прибывает в Олимпию и рассказывает царю Клисфену о подлоге. За обман и  попытку убить царя Ликид приговаривается к смерти. Перед казнью Аргена показывает украшение, которое позволяет выяснить, что Ликид – сын царя Клисфена и брат Аристеи. В далеком прошлом оракул предсказал, что Ликид совершит покушение на своего отца. Тогда царь велел своему приближенному Алькандру убить ребенка, но тот ослушался и отдал его некоему чужестранцу. Царь раскаивается в своем деянии и просит народ о великодушном прощении. В финале оперы обе пары (Мегакл – Аристея и Ликид – Аргена) соединяются.

Опера Вивальди с ее поражающей воображение экспрессией, виртуозными пассажами и изумительными медленными ариями имела успех у слушателей, однако желанной цели – представить свое творение на сцене престижного «Сан-Джованни-Кризостомо» – маэстро так и не достиг.

олимпиада4

олимпиада5

 

 В концертном исполнении оперы в зале им. П. И. Чайковского приняли участие замечательные солисты из США, России, Швейцарии, Италии – сопрано Маргерита Мария Сала (Ликид), Ана Мария Лабин (Аминта, наставник Ликида), меццо-сопрано Мария Остроухова (Аристея), Шакед Бар (Мегакл), Дарья Телятникова (Аргена), бас-баритон Андре Курвилль (царь Клисфен), бас Олег Цыбулько (Алькандр). Камерным оркестром  «Musica Viva» дирижировал Федерико Мария Сарделли, знаток творчества Вивальди, первым  исполнивший и записавший пять забытых опер маэстро.

Фотографии предоставлены Московской филармонией.

 

Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве




Выпуск 30

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве