Выпуск 41

Искусство

От ажура к соцреализму

Зинаида Арсеньева

бод0Не так давно в Петербурге, в доме Мурузи, открылся музей-квартира ленинградского поэта Иосифа Бродского «Полторы комнаты». Мы же сегодня расскажем о музее-квартире советского художника Исаака Бродского, который находится на площади Искусств. И это не «полторы комнаты» его однофамильца-поэта, чья юность прошла в огромной коммуналке, а роскошная двухэтажная квартира в старинном здании, построенном Карло Росси.

Исаак Бродский получил её в подарок от советской власти за написанное им в 1924 году монументальное полотно «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого» размером 6 м на 3,5 м. Он работал над картиной почти четыре года, написав 600 персонажей!

бод3В квартиру, где сейчас находится музей, художник с многочисленными домочадцами, включая двух собак, кошку и попугая, переехал в 1925 году. Второй этаж — под мастерскую — получил позже, в 1930-м. Это огромный зал с колоннами и панорамным окном,  В былые времена в нем располагался музыкально-литературный салон графов Виельгорских. Музы витают тут с давних пор.

Музей открылся здесь в 1949 году, десять лет спустя смерти художника. Сохранилось много мемориальных вещей, которые помнят хозяина квартиры — мебель, этюдник, почтовые приборы, даже краски. Конечно, здесь много работ Бродского, по которым можно проследить его творческий путь. Художник, писавший в советские годы портреты вождей мирового пролетариата, включая Ленина и Сталина, автор хрестоматийной картины «Ленин в Смольном», начинал как «мастер ажура».

бод5Так сам Бродский определил свой ранний стиль — легкий, воздушный, «кружевной». Возможно, название подарил ему искусствовед и художник, идеолог творческого объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Посмотрев однажды на пейзажи Бродского с прихотливым узором из ветвей деревьев, Бенуа сказал: «Ажурная сень».

Но пришли другие времена, и ажурную сень сменили герои революции.

Гордость музея — великолепная коллекция русской живописи XVIII - начала XX веков, собранная Бродским. Коллекционером Бродский был страстным, но не был «Плюшкиным». Щедро делился своими сокровищами. Так, осенью 1930 года привёз в родной город Бердянск и подарил 230 произведений живописи, графики и скульптуры. Они стали основой музея, который носит его имя.

брод2После смерти Исаака Бродского, согласно его последней воле, коллекция поступила в Академию художеств. Среди них — работы Репина, Сурикова, Поленова, Левитана и Серова, а также Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля и Александра Головина. Есть даже один портрет кисти Владимира Боровиковского...

Собирал он и работы художников, которые в советское время были не в чести — авангардистов, мастеров эстетского «Мира искусства». В тридцатые годы его квартира была одним из немногих мест, где можно было увидеть картины Марка Шагала или Константина Сомова.

В наши дни музей часто предоставляет свои картины для временных выставок. Например, «Портрет Фёдора Шаляпина» кисти Бориса Григорьева, где великий певец запечатлён на диване, в халате, недавно можно было увидеть в Шереметевском дворце на выставке «Царь Фёдор».

бод6В самом музее тоже проходят временные выставки. А на втором этаже, в зале с колоннами и великолепной акустикой, где когда-то звучал божественный голос Полины Виардо, где играл на фортепиано Ференц Лист, проходят камерные концерты классической музыки.

От редакции: Прилашаем наших читателей посетить недавно открывшуюся в музее выставку "Исаак Бродский. Начало"

 Количество билетов ограничено. Заказ билетов производится через сайт https://artsacademymuseum.org/branches/muzei-kvartira-i-i-brodskogo/ 

 

 Источник: Вечерний Санкт- Петербург,  №40, 18.11.2023

От ажура к соцреализму

 

 Добавить еще

 




Выпуск 41

Искусство

  • Загадка Малевича
  • Загадка Малевича (часть 2)
  • Дагни глядит на меня...
  • Выставка К.И.Галчинского в библиотеке "Лиговская"
  • Виткаций в Закопане
  • Без дуновения дышало единое
  • Выставка Фриды Кало в Музее Фаберже
  • Выставка «Католическая Польша в Санкт-Петербурге»
  • Последний фильм Вайды
  • "Польский" репертуар хора Александрова
  • Неожиданный Айвазовский
  • Русская деревянная скульптура
  • Эдита Пьеха поет по-польски
  • Тверское валунное творчество
  • Наедине с деревом
  • Зыгмунт Краузе — выдающийся композитор-новатор
  • ИСКУССТВО ГЕНРИКА СЕМИРАДСКОГО
  • Зыгмунт Краузе в России
  • Рисунки польских детей в Москве
  • Рафал Ольбинский. Искусство метафоры.
  • Мастер из Делфта
  • Якуб Орлинский и его диск «Anima Sacra»
  • Опера "Сигизмунд" на московской сцене
  • Фестиваль придворных танцев в Кракове
  • Фестиваль Ренессанса в Люблине
  • Акварели Малгожаты Щециньской
  • Три концерта сезона
  • "В Петербурге мы сойдемся снова..."
  • Надо объединяться...
  • "Полония" Эдуарда Элгара
  • Памяти Романа Шустрова
  • Хелена Моджеевская. «Голубь с орлиными крыльями»
  • Яцек Мальчевский - художник "Примирения"
  • «Quo vadis?» Забытая опера
  • Опера «Русалка» Антонина Дворжака в Большом театре
  • Опера «Саломея» Рихарда Штрауса в Москве
  • Неманская нить. От «J. Stolle» до «Немана»
  • Художники польского происхождения на Антикварном салоне
  • Картины старых мастеров в польской поэзии
  • Опера «Тоска» в Большом театре Москвы
  • Оперы «Полифем» Порпоры и «Олимпиада» Вивальди в Москве
  • Опера «Шопен» Джакомо Орефиче
  • Опера «Ася» М.М. Ипполитова-Иванова в Московской консерватории
  • Памятник Грюнвальдской битве в Кракове
  • Королевская коллекция искусства Елизаветы II
  • Забытые имена: певец Ян Кепура
  • Похищение «Моны Лизы»
  • Похищение «Джорджианы»
  • Эдвард Мунк и его «Крик»
  • Легкая добыча
  • Сад искусств Петра Зелиньского
  • Встреча с художником
  • Музей Валенты Ваньковича в Минске
  • От ажура к соцреализму
  • Любовь мифических героев
  • Правители и герои в изобразительном искусстве