Выпуск 22

Беседы и портреты

Как в русских деревнях боролись с эпидемиями

Алина Черемис

Мыть руки, соблюдать дистанцию и надевать маски — современные способы борьбы с эпидемией пару веков назад люди сочли бы скучными, странными и бесполезными. То ли дело у крестьян! Чтобы прогнать болезнь, нужно было устроить «ведьминский шабаш», за один день возвести церковь или, на худой конец, добыть огонь трением одного полена о другое. Удивительно, но, если верить преданиям, после таких обрядов болезнь действительно отступала.

— В старину крестьяне представляли болезни в образе женщин, — говорит Дмитрий Баранов. — Согласно мифологии, их 12, и все они — дочери царя Ирода. Кроме того, древние люди воспринимали любую эпидемию как нарушение границ между нашим миром и иным. И чтобы болезнь отступила, её нужно было прогнать или убить.

А в этом деле в ход шли ритуалы, которые прекрасно бы смотрелись в фильмах ужасов. Чтобы «излечить» деревню от недуга, тёмной ночью собирались вместе девушки, нерожавшие женщины, вдовы и старые девы. Из «экипировки» на них — белые рубашки или вообще ничего.

Они вооружались косами, сковородами, печными заслонками и другой утварью, которая могла издавать громкие звуки. Затем одна из них впрягалась в соху, а остальные верхом на помеле, кочерге, ухвате с шумом, криками, руганью совершали обход, делая борозду вокруг деревни.

— Зверя или случайного прохожего, которым «посчастливилось» оказаться на пути этого действа, старались поймать и убить, видя в нем дух болезни. Разумеется, местные мужики сидели дома и носу на улицу не высовывали, чтобы не встретиться со страшной процессией, — смеется Дмитрий Баранов.

И когда слабая половина человечества, распугав всё живое вокруг, заканчивала ритуал, на улице собиралась вся деревня. Нужен был огонь. Да не простой, а «деревянный». Чтобы добыть его, мужчины долго и упорно, сменяя друг друга, терли одно бревно о другое, пока не загорится заветное пламя. Огонь этот жители разносили по домам. На этом обряд заканчивался.

— Почему этот ритуал так похож на ведьминский шабаш? А потому, что эпидемия — это ситуация кризисная, и чтобы справиться с ней, нужно «пересоздать» мир, — поясняет историк. — А для этого его необходимо сначала ввергнуть во временный хаос. Вот и получается, что борозда вокруг деревни — символ восстановления границ, а огонь — рождение нового мира. Кстати, известно, что обряды опахивания совершались и в Белоруссии после Чернобыльской аварии — от радиации.

Успеть за 24 часа

Еще одним действенным методом борьбы с болезнями было изготовление так называемых «обыденных» вещей. То есть тех, на создание которых уходили сутки.

— Это могли быть холсты, хлеб, творог, пиво… Главное условие, чтобы предмет был создан за 24 часа, даже если в обычное время технологический процесс растянут на полгода, — поясняет Дмитрий Баранов.

 «Обыденной» могла быть даже церковь. Да-да, крестьяне умудрялись построить ее за сутки, дав фору любым стахановцам. Особенно строительство таких храмов было распространено на Русском Севере. Об одном из них в своих воспоминаниях написал художник Василий Верещагин.

— Такую церковь он заметил, когда путешествовал в Архангельскую и Вологодскую губернии, -рассказывает Баранов. — Художник пишет в своих мемуарах, что в 1650-м году в тех местах был падеж скота, и общими силами жители одного из селений спаслись от той напасти строительством обыденной церкви, созданной в честь покровителя животных Флора и Лавра.

Как поясняет историк, «обыденные» вещи люди считали сакральными, так как технология их изготовления сродни сотворению мира, который также создавался поэтапно. Такая работа не только восстанавливала в мировоззрении людей разрушенный уклад, но и объединяла жителей, ведь участие в ритуале принимали практически все!

Чеснок и старое полено

Разумеется, не всегда обряды были столь сложными. Изгнать напасть можно было и с помощью овощей. Крестьяне верили, что, например, холера страсть как боится лука и чеснока.

— Чеснок даже был талисманом — его заматывали в тряпочки и носили на шее, — говорит Дмитрий Баранов. — Еще одним эффективным средством в борьбе с холерой считалась водка, настоянная на стручковом перце.

Чтобы болезнь не пришлось выгонять из домов, ее, по мнению сельских жителей, можно было заставить пойти в обход. Главное знать, как это сделать. Здесь на помощь снова приходило старое доброе полено.

— Если в доме кто-то заболел, например, тифом, то нужно было взять старое полено и положить его вдоль дороги. Таким незамысловатым образом люди указывали болезни, куда уходить. Видите, как все просто, — улыбается историк. Однако какие бы ритуалы крестьяне ни выдумали, дело было совершенно не в самом действии. Суть происходящего — в том, чтобы люди мгновенно мобилизовались и сплотились ради спасения рушащегося уклада жизни.

— В этой «спасательной операции» участвовали всем миром: мужчины и женщины, старики и дети, старые девы и вдовы, убогие и нищие, — говорит Баранов. — Это ситуация взаимодействия всех со всеми, так называемая групповая солидарность, которая так необходима для преодоления любого кризиса.

Источник: Комсомольская правда, 14.05.2020 https://www.spb.kp.ru/daily/27130/4216859/

Как в русских деревнях боролись с эпидемиями

Крестьяне, как известно, верили в  приметы и практиковали разного рода магические ритуалы. Вместе с экспертом из Российского этнографического музея Дмитрием Барановым мы обсуждаем самые удивительоые обряды наших предков




Выпуск 22

Беседы и портреты

  • Польша у меня в крови
  • Милош и Ружевич
  • «Он учил, что стоит иногда на минутку задержаться и поглядеть на месяц» – беседа с Кирой Галчинской
  • "Что с нашими культурными отношениями?" - беседа с проф.Херонимом Гралей
  • Наши писатели о себе: интервью с Генриком Сенкевичем (1913)
  • Встречи с Яцеком Денелем
  • Интервью с Игорем Беловым
  • Интервью с Тадеушем Ружевичем (2014)
  • Беседы с Эвой Липской в Москве
  • Украина открывает для себя Анджея Сарву
  • Интервью с Яцеком Денелем: «Ягодицы для писателя важнее рук»
  • Интервью с Ежи Чехом – переводчиком Светланы Алексиевич
  • «Социализм кончился, а мы остались…» - беседа со Светланой Алексиевич
  • Беседы на Варшавской книжной ярмарке
  • Александр Гейштор. Историк, творивший историю.
  • Интервью с Булатом Окуджавой (1994)
  • Необыкновенная жизнь Рышарда Горовица
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора (ч.2)
  • Беседа с Анной Пивковской
  • Созвездие Цвалина в галактике «Гадес»
  • Беседа о Варламе Шаламове (фрагмент)
  • Антоний Унеховский. Очарованный прошлым
  • Как в русских деревнях боролись с эпидемиями
  • В доме Виславы Шимборской
  • Интервью с Адамом Загаевским
  • «И сатира, и лирика, и гротеск…» Беседа с Кирой Галчинской
  • Диагноз- Элиза Ожешко
  • К 100-летию Тадеуша Ружевича
  • "Нетрудно быть пророком..."
  • «Поэзия – это поиск блеска…»
  • К 210-летию со дня рождения Карела Яромира Эрбена
  • Коллега. Беседа об Осецкой
  • «Если бы кто меня спросил...»
  • Вертинский на Украине и в Польше
  • Стихи о Киеве
  • Я не могу быть птицей в клетке
  • Адам Мицкевич и Зинаида Волконская
  • Адам Мицкевич и Мария Шимановская
  • Адам Мицкевич и его одесская подруга (ч.1)
  • Адам Мицкевич и его одесская подруга (ч 2)
  • Адам Мицкевич и Каролина Собаньская
  • Каролина Ковальская - ковенская Венера
  • О Теофиле Квятковском
  • Путь на Голгофу. Анна Баркова
  • Анна Бедыньская и ее персонажи
  • Александр Ширвиндт о себе