Выпуск 19

Беседы и портреты

Созвездие Цвалина в галактике «Гадес»

Эва Гараева

Люблинский арт-клуб «Гадес», основанный супругами Эльжбетой и Лехом Цвалина, на протяжении тридцати пяти лет является местом притяжения горожан и гостей города.

Все началось в 1984 году, когда Ян Ожеховский, приятель пана Леха, предложил чете Цвалина совместный проект – открытие бара третьей категории в подвале Люблинского дома культуры. Помещение подсказало название – Гадесом древние греки называли могущественного бога подземного царства. Начинали с кофе, чая и фасоли по-бретонски, потом в меню появился  борщ, бигос, рубцы,  овощные зразы и французские тарты. С гастрономией было непросто – это было время пустых полок в магазинах. Однако с самого начала в кафе бурлила артистическая жизнь С помощью института культуры «Французский альянс» супруги-франкофилы стали устраивать концерты французской музыки.

Когда появилась возможность арендовать все подвальные помещения Дома культуры – семь залов, в общей сложности восемьсот квадратных метров –  партнеры смогли развернуться: возник диско-бар, потом ресторан-клуб «Гадес» и позднее арт-клуб (1992), на открытии которого пела Эва Бем. В коридорах обустроили выставочное пространство. На первом вернисаже были показаны фотографии Лешека Мондзика. Разрешение на продажу алкоголя получили лишь в 1989 году, в 1990 году купили бильярдный стол. Специально для концерта Адама Маковича приобрели рояль фирмы  «Ямаха».

Клуб пользовался огромной популярностью: было выдано пять тысяч членских билетов. В этот гостеприимный дом приходили все – от служителей правосудия до служителей культа, художники, журналисты, адвокаты, преподаватели, врачи. В стенах «Гадеса» было устроено около полутора тысяч концертов и более ста пятидесяти выставок. В течение десяти лет издавали газету: начали с трехсот экземпляров и довели тираж до пяти тысяч, чтобы каждый член клуба мог получить свой экземпляр.

выставка в гадесеСупруги Цвалина на протяжении семнадцати лет проводили «Гадес джаз-фестиваль», на котором выступали Ян Пташин Врублевский, Томаш Станько, Збигнев Намысловский, Михал Урбаняк, Ярек Сметана, Лешек Можджер и многие другие прославленные исполнители.

«Гадес» имел для Люблина столь же важное значение, что и «Подвал под баранами» для Кракова. Символично, что в 1993 году сюда на гастроли приехали артисты кабаре «Подвал под баранами» – тридцать восемь человек во главе с Петром Скшинецким. В 1999 году здесь прошел первый концерт Люблинской федерации бардов, положивший начало многолетней традиции. Первый Восточный Салон искусства также состоялся здесь.

КонцертСо временем накопился опыт организации мероприятий и пани Эльжбета начала заниматься антрепренерской деятельностью. Вместе с Кшиштофом Белевичем она организовала концерты мировых знаменитостей – аккордеониста Ричарда Галиано, скрипача Найджела Кеннеди, джазового музыканта Жан-Жака Мильто, выступления прославленных танцовщиц фламенко,  а также выдающейся певицы Сезарии Эворы, на выступление которой в Люблине приехали гости со всей Польши.

 Вот уже почти десять лет клуб-ресторан «Гадес-Шерока» располагается в самом центре Люблина на многолюдной Гродзкой улице, возле Гродзких ворот… Место, наполненное глубоким смыслом. Брама Гродзка в прошлом граница и точка соприкосновения двух миров – христианского и еврейского. Ныне в Гродзкой браме располагается «Teatr NN»  – архив документов, связанных с довоенной историей Люблина и его окрестностей.

Когда-то в этом помещении находился известный ресторан Петра Плескачинского «Шерока 28», поэтому супруги Цвалина решили сохранить и это название. Конечно, масштаб не тот, что в подвалах Дома культуры, однако и сейчас в арт-клубе происходит много интересного, что по-прежнему привлекает горожан и приезжих. Здесь по-домашнему непринужденная атмосфера: на стенах висят графические и живописные произведения друзей семьи, на столах – букеты из веток и прованских трав, посуда хранится в старых дубовых буфетах. В одном из залов проходят временные выставки.

С террасы открывается вид на базилику доминиканского ордена. Мы сидим с пани Эльжбетой, паном Лешеком и другом семьи Гжегожем Юзефчуком за большим столом и разговариваем.  Им есть, что вспомнить, ведь на протяжении тридцати пяти лет они дарили люблинцам радость встреч с искусством и музыкой.

–  Конечно, нам не хватает того пространства. Здесь мы не можем организовать больших концертов и выставок. В подвальных помещениях было свое очарование, но и у этого места в сердце города есть атмосфера и история, –  признает пани Эльжбета. 

Ресторан предлагает блюда польской и французской кухни, а также кушанья, любимые во всем мире.

–  Частым гостем у нас был Казимеж Гжещковяк, замечательный художник и кулинар. Голёнка (рулька) а ля Гжещковяк до сих пор значится в нашем меню, – говорит пан Лех.

– После концертов мы приглашаем гостей на тематические ужины. К примеру, вечер фламенко завершился блюдами испанской кухни, –  рассказывает хозяйка.

Супруги по-прежнему устраивают концерты, выставки, литературные вечера и тематические мероприятия, к примеру, кулинарно-артистический «Фестиваль сельди», во время которого селедка становится главной героиней не только на тарелках, но и в песнях, стихах и на картинах люблинских художников, таких, как Анджей Антоний Видельский, Петр Люциан, Марек Андала. В 2010 году даже была устроена выставка картин на «селедочную тему». Каждый год в апреле отмечается день рождения литературного героя люблинского штукаря Яши Мазура, который ведет популяризатор прозы Исаака Башевиса-Зингера Витольд Домбровский. Гжегож Юзефчук, председатель Товарищества Бруно Шульца и организатор фестиваля творчества писателя в Дрогобыче, проводит «Салон интересных людей», на который приглашает гостей из Украины, Белоруссии, Литвы.

Борис  СомершафНа протяжении пятнадцати лет в «Гадесе» выступает знаменитый  Борис Сомершаф – дирижер, композитор, исполнитель русских романсов. Он родился и вырос в Москве, но многие годы живет в Варшаве. В Польше его обожают  – мы были этому свидетелями. Люблинцы  знают многие русские песни и романсы из его репертуара и с удовольствием ему подпевают. Припомнить более душевного вечера романсов мы так и не смогли. Вечера Сомершафа проходят здесь несколько раз в год. Зал вмещает лишь шестьдесят человек, а желающих послушать его гораздо больше.

Всех мероприятий, организованных Эльжбетой и Лехом Цвалина за тридцать пять лет творческой и просветительской деятельности, невозможно перечислить. Их вклад в культуру Люблина огромен и был отмечен многими наградами, среди них Артистическая премия города и «Анжелюс». У супругов три медали от троих президентов Люблина. Их деятельности посвящено три магистерских диссертации. Создатели  клуба подумывают о написании книги, в которой была бы отражена богатая событиями  и открытиями история «Гадеса».

В честь юбилея арт-клуба 23 апреля 2019 года в Люблинской филармонии состоялся концерт «Друзья – «Гадесу». Тридцать пять лет истории», в котором приняли участие известные исполнители, желавшие таким образом поблагодарить супругов Цвалина за многолетнюю поддержку их творчества. Идея концерта принадлежала Кшиштофу Белевичу. «В «Гадесе» происходили важные события на высоком уровне. Этим концертом мы выражаем признательность месту, в котором соединились культура, гастрономия и дружеская атмосфера встреч. «Гадес» – это ценность города, ценность для нас всех», –  сказал Белевич.

– «Гадес» – это наша жизнь. Здесь мы познакомились со многими людьми, которые стали нашими друзьями, – подытоживают в заключении нашей душевной беседы, продлившейся несколько часов, Эльжбета и Лех Цвалина.

Арт-клуб «Гадес» называют институтом культуры, корнем города, Меккой Люблина, живой легендой. Размах деятельности его создателей столь велик, что возникает мысль о галактике, в которой сияет созвездие Цвалина.

 Автор

  Эльжбета Цвалина и Гжегож Юзефчук  с автором заметки - Эвой Гараевой

Автор сердечно благодарит Эльжбету и Леха Цвалина, Гжегожа Юзефчука и Кшиштофа Белевича за интересные беседы и внимание; Константина Маслова за фотографии и участие в подготовке этой статьи.

 

Фотографии Константина Маслова

Созвездие Цвалина в галактике «Гадес»




Выпуск 19

Беседы и портреты

  • Польша у меня в крови
  • Милош и Ружевич
  • «Он учил, что стоит иногда на минутку задержаться и поглядеть на месяц» – беседа с Кирой Галчинской
  • "Что с нашими культурными отношениями?" - беседа с проф.Херонимом Гралей
  • Наши писатели о себе: интервью с Генриком Сенкевичем (1913)
  • Встречи с Яцеком Денелем
  • Интервью с Игорем Беловым
  • Интервью с Тадеушем Ружевичем (2014)
  • Беседы с Эвой Липской в Москве
  • Украина открывает для себя Анджея Сарву
  • Интервью с Яцеком Денелем: «Ягодицы для писателя важнее рук»
  • Интервью с Ежи Чехом – переводчиком Светланы Алексиевич
  • «Социализм кончился, а мы остались…» - беседа со Светланой Алексиевич
  • Беседы на Варшавской книжной ярмарке
  • Александр Гейштор. Историк, творивший историю.
  • Интервью с Булатом Окуджавой (1994)
  • Необыкновенная жизнь Рышарда Горовица
  • Невероятная жизнь. Воспоминания фотокомпозитора (ч.2)
  • Беседа с Анной Пивковской
  • Созвездие Цвалина в галактике «Гадес»
  • Беседа о Варламе Шаламове (фрагмент)
  • Антоний Унеховский. Очарованный прошлым
  • Как в русских деревнях боролись с эпидемиями
  • В доме Виславы Шимборской
  • Интервью с Адамом Загаевским
  • «И сатира, и лирика, и гротеск…» Беседа с Кирой Галчинской
  • Диагноз- Элиза Ожешко
  • К 100-летию Тадеуша Ружевича
  • "Нетрудно быть пророком..."
  • «Поэзия – это поиск блеска…»
  • К 210-летию со дня рождения Карела Яромира Эрбена
  • Коллега. Беседа об Осецкой
  • «Если бы кто меня спросил...»
  • Вертинский на Украине и в Польше
  • Стихи о Киеве
  • Я не могу быть птицей в клетке
  • Адам Мицкевич и Зинаида Волконская
  • Адам Мицкевич и Мария Шимановская
  • Адам Мицкевич и его одесская подруга (ч.1)
  • Адам Мицкевич и его одесская подруга (ч 2)
  • Адам Мицкевич и Каролина Собаньская
  • Каролина Ковальская - ковенская Венера
  • О Теофиле Квятковском
  • Путь на Голгофу. Анна Баркова
  • Анна Бедыньская и ее персонажи
  • Александр Ширвиндт о себе
  • Хрустальные годы любви Михаила Пришвина
  • Битва добра со злом на русской земле Донбасса
  • Огонь у ног Мадонны